Портфолио Монтессори–класса
Девиз: «Помоги мне сделать это самому»
Возраст детей: ранний и младший дошкольный возраст
Монтессори – воспитатель: Шаталова Татьяна Валерьевна, высшая квалификационная категория.
Цель методики М. Монтессори: подвигнуть ребенка к самообучению в специально подготовленной с помощью дидактических материалов среде.
Основные принципы методики:
- Индивидуальная программа обучения;
- Максимальная свобода ребенка;
- Минимальное вмешательство в деятельность ребенка.
Монтессори-класс
Монтессори-класс — это комната, разделенная на тематические зоны и заполненная разнообразными дидактическими материалами. Правильно организованное рабочее пространство Монтессори-группы помогает малышу интенсивно развиваться.
Зоны Монтессори-класса:
- Зона упражнений в практической жизни;
- Зона развития речи;
- Зона сенсорного развития;
- Зона ознакомления с окружающим «Космос»;
- Зона развития творчества.
1. Зона упражнений в практической жизни.
В этом пространстве ребёнок учится простым навыкам самообслуживания. К примеру, готовит еду, убирается, застёгивает пуговицы, сервирует стол. Причём все действия малыш выполняет серьёзно, словно взрослый.
2. Зона развития речи.
Подобранные книжки и учебные материалы способствуют скорейшему развитию речевых навыков, формированию детского словаря, обучению грамоте.
3. Зона сенсорного развития.
В этой среде ребёнок познаёт свойства предметов с помощью слухового и зрительного анализаторов, обоняния и осязания. Малыши трогают, собирают, взвешивают самые разные материалы, развивая в процессе игры точную моторику, внимание и речь.
4. Зона ознакомления с окружающим «Космос».
В этом пространстве ребёнок знакомится с окружающим миром во всём его многообразии – с фауной и флорой, простейшими природными явлениями и процессами.
5. Зона развития творчества.
Развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей; развитие художественных способностей, путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных художественных техник; формирование эмоциональной отзывчивости к прекрасному.
План Монтессори-класса
Правила Монтессори-класса
Правила для детей:
- Малыш самостоятельно выбирает вид деятельности и ее продолжительность;
- Можно брать любые предметы (материалы), но после работы обязательно вернуть их на место в том виде, в котором их взяли;
- Заканчивая работу, убирает за собой рабочее место;
- С материалом работает тот, кто первым его взял, он же выбирает допускать или не допускать в свою работу партнера. Нельзя отбирать материал у другого;
- Ребенок имеет право НЕ заниматься с материалом, а вместо этого наблюдать за работой других. Наблюдение - один из важнейших способов познания.
Правила для взрослых:
- «Помоги МНЕ СДЕЛАТЬ ЭТО САМОМУ» — основной принцип занятий в группе. Взрослый должен предложить ребенку ровно столько помощи, сколько ему необходимо и не больше. Данное правило распространяется и на подготовку и уборку рабочего места;
- Если выбранный ребенком материал сейчас занят, предложите ему понаблюдать за работой другого или выбрать другой материал;
- Взрослые не используют игровую мотивацию, уговоры и т.п.;
- Если во время занятий ребенок пролил воду, рассыпал что-то, вы лишь инициируете уборку, помогая ребенку самостоятельно убрать за собой;
- Не втягивайте ребенка в какую-либо деятельность насильно. Так, ребенок имеет право НЕ заниматься на кругу с остальными. Взрослый либо работает с ребенком, либо занимается на кругу с остальными;
- Говорить во время занятия нужно тихо;
- Нельзя помогать, если вас не просили о помощи;
- Находиться на уровне ребенка во время совместной работы и справа от него;
- Во время работы группы взрослый несет ответственность за безопасность ребенка.
Ритуалы и традиции Монтессори-класса
- Круг общения (в начале и в конце занятия) с ритуалом приветствия и прощания (словесные и жестикуляционные);
- Использование художественного слова и музыкального сопровождения;
- Оформление предметно-пространственной среды по временам года и праздникам;
- Участие в проведении государственных и народных праздников в соответствии с возрастом детей;
- Портфолио ребёнка (фото и работы ребёнка);
- Целевые экскурсии (по территории учреждения и за его территорией).